Атамы - ритуальные магические ножи

Статья посвящена атамам - ритуальным инструментам в виде ножей, их применению, изготовлению и освящению.

Атам и его применение

Атам (атаме, атем, атхам) – пожалуй, самый распространенный и известный сегодня тип ритуального ножа. Атам имеет клинок кинжального типа, трехгранный в поперечных сечениях, т.е. одна сторона клинка имеет ребро, противоположная ребру сторона плоская. Размеры атама могут значительно варьироваться, могут присутствовать различные гарды или больстеры. Известным отличием атама является цвет рукояти – он, как правило, черный или темный, что позволяет аккумулировать в атаме волшебную силу, которая при необходимости будет применена, и затем накоплена вновь. Например, классический атам в традиции Викка обоюдоострый, но притупленный, так как не предназначен для реза, с длиной клинка 12-15 см и черной рукоятью.

Материалы для изготовления атамов применяются самые разнообразные: клинок изготавливается как из металла (сталь, медь, серебро, метеоритное железо, самородное, чистое железо), так из камня (агат, нифрит, кварц), кости, рога, любых пород дерева и др. Рукоять может быть выполнена из дерева одной или разных пород, кости, камня, эбонита, также может быть составлена из позвонков животного. Отдельно здесь стоит упомянуть атам, клинок которого изготовлен из дерева - такой ритуальный нож по совокупности ощущений от работы с ним является настолько же ножом, насколько волшебной палочкой. Важно, чтобы материалы для изготовления атама были наиболее приближены к природе, то есть, керамический клинок с резиновой рукоятью и капроновыми ножнами является предметом нового времени и в традиции прописан как экспериментальная модель, но никак не культовый нож.

Атам применяется магами и волшебниками практически всех традиций, а также жрецами языческих и неоязыческих культов, в качестве инструмента, который, в зависимости от ритуала, может являться символом клинка (оружия) в целом, и, в частности, клинка длинного – меча или шпаги, а также активного (мужского, «янского») начала, и Стихии Огня. Атам может быть как пассивным предметом, в большинстве случаев лежащим на алтаре, так и активным, все зависит от целей мага. С помощью атама, как предмета Силы, подчиняют и контролируют сущности иных миров, атамом как одним из ряда удлиненных предметов (этот ряд включает в себя клинковое оружие, жезлы, трости, палочки и посохи) направляют потоки энергии. Магический жест, выполненный с атамом в руке, усиливается и приобретает такие качества, как резкость и жесткость.

Символика атама.

Символизм атама очень глубок и отражает, прежде всего, новые возможности и новую власть над внешним миром человека, научившегося обрабатывать железо и изготавливать оружие – что дало в свое время один из самых сильных скачков в его развитии, сравнимый со скачком от наработанной способности управлять огнем, несмотря на животный страх перед жаром пламени.

То, что атам соотносится со Стихией Огня, связано не только и не столько с возможным участием огня в создании клинка атама (при горячей ковке и закалке), сколько с качествами, присущими этой стихии: свет, жар, импульс энергии, способность зажигать, начинать. Внешне эти качества отражены в форме атама и его материалах: клинок является стилизацией языка пламени, причем клинку не обязательно иметь форму фламберга, классическая трехгранная форма вполне отражает заложенный в нее смысл.

Ритуальные ножи - атамы

Рукоять же представляет собой основу и условие для создание пламени – сгорающий материал. Искрой же, способной зажечь это пламя, обладает маг, в руке которого лежит атам. Одной из известных необходимых характеристик атама является достаточно длинная рукоять для отсутствия касания клинка. Данный аспект подтверждает символизм клинка-пламени и рукояти-сгорающего материала – пламя рукой не взять, но головню, горящую с одного конца вполне возможно удержать и применить.

Изготовление и подбор атама

О порядке создания атама, как и любого ритуального ножа, можно дать только общие рекомендации. Главное, чтобы владелец атама был уверен в своем инструменте как в особенном, волшебном предмете. При наличии возможности клинок желательно изготавливать свободной ручной ковкой, горячей или холодной в зависимости от материала, либо, если речь идет о камне или кости, то вырезать клинок твердым режущим инструментом вручную. Цель ручной работы – вложить в изделие часть своей личной силы, дабы оно максимально полно отвечало в дальнейшем своему владельцу. Подходящий материал рукояти подбирается исходя из собственных интуитивных представлений. Изредка в конец рукояти инкрустируют кристаллы, подобранные в соответствии с предполагаемой работой – они могут быть любыми: морион, горный хрусталь, аметист, даже драгоценные камни. Также иногда встречаются полые рукоятки атамов: внутрь помещаются соответствующие традиции или цели ритуала ингредиенты: камни, травы, кости, плоды, и т.д.

Однако, не каждый практик – мастер ручной работы, и, в случае нецелесообразности изготовления ножа самостоятельно, необходимо использовать другие возможности. Можно заказать атам мастеру, который, как вы считаете, сделает именно ту вещь, которую вы хотели бы иметь. Можно заказать мастеру заготовки для клинка и рукояти и доделать самостоятельно. Можно купить готовый новый подходящий нож и приложить к нему свои руки – доработать. Доработка может ограничиться самыми незначительными действиями: например, легкое изменение формы клинка или рукояти с помощью наждачной бумаги. И, наконец, можно купить готовый атам, и, если он вас полностью устраивает, просто персонализировать его для себя (возможные техники освящения и персонализации даны ниже). Если чувствуется такая потребность, можно нанести на рукоять (или даже на клинок) желаемые знаки и символы – это может быть ваше Имя в посвящении, личная печать, символы магической традиции, в которой вы работаете, и т.д.

Отдельно стоит упомянуть, как возможный вариант для использования в качестве ритуального ножа, ножи старые, хранящиеся как фамильные ценности: например, старинные ножи для резки бумаги, кортик родственника-офицера, которому он давно уже не нужен и т.д. Такие вещи также можно с легкостью превратить в атам, причем, в ряде случаев, без каких-либо вмешательств в материалы.

Освящение атама


Магические инструменты - атамы

Теперь, когда у практика, так или иначе, появился новый атам, его необходимо сакрализовать, или освятить. Иначе говоря, необходимо провести ритуал, пусть даже символический, в котором практик обозначит перед теми Силами, с которыми он работает, и перед Вселенной, своего нового помощника при работе с Силой.

Освятить атам можно, к примеру, следующим ритуалом в помещении. Очистите помещение и имеющиеся у вас ритуальные предметы, подготовьте алтарь, и расположите на нем вольты Стихий. Ваш атам подержите под струей холодной воды некоторое время (выбирается интуитивно) и насухо вытрите чистой тканью. Облачившись в ритуальную одежду (при ее наличии), зажгите свечи/свечу, благовония огня, активируйте вольты Стихий, и, встав лицом к югу, медленно поднимите атам вверх, держа его двумя руками.
Выдержав небольшую паузу и ощутив важность и сакральность момента, произнесите громко: «Отныне обладаю я предметом Волшебной Силы, имя которому Атам! Отныне будет этот Атам верным мне помощником в действиях моих! Да будет освящен Атам мой и да хранит он в себе Силу!» Выдержав небольшую паузу, можете проделать несколько жестов с помощью вашего нового инструмента, дабы убедиться в ваших новых возможностях и почувствовать взаимодействие Атама с окружающими энергиями, и положите атам на подготовленное для него место. Формула может быть иной, главное – соблюсти 2 компонента ритуала: создание сакрального пространства, и произнесение декларации о появлении у вас нового Предмета Силы.
Иногда ритуала такого рода бывает достаточно, чтобы начать полноценную работу с атамом. Но возможно, потребуется некоторое время, чтобы вы и ваш атам сонастроились и «нашли общий язык». Для этого рекомендуется как можно больше держать атам при себе, почаще брать его в руки, при любой возможности – проводить «тренировочную работу». Например, можно использовать следующий способ энергетической сонастройки и прокачки атама.

Согрейте руки (если они холодные), возьмите атам за рукоятку активной (обычно – правой) рукой, и через ладонь наполняйте своей энергией рукоятку – ощутите, как с каждым выдохом через центр ладони поток энергии проникает в рукоятку атама и наполняет ее. Затем направьте острие атама в центр своей «пассивной», поглощающей руки (обычно – левой), и «подтолкните» сознанием энергию, накопленную в рукояти, выпуская ее через клинок. Не прикасайтесь клинком к принимающей руке, расстояние от острия атама до ладони может быть от 5 см. до полуметра. Вы почувствуете левой ладонью отчетливое ощущение давления, или покалывания, или тепла / холода (в зависимости от того, как вы чувствуете свою энергию). Это означает, что ваш атам аккумулирует и проводит энергию. Можно также включить атам в непрерывный энергетический круг – одновременно вливать в рукоятку энергию с правой руки, и поглощать левой рукой с острия клинка. Таким образом вы персонифицируете свой ритуальный нож, а также «научите» атам проводить энергию, как бы «пробьете русло» для энергетических потоков. Еще один возможный способ персонификации атама – орошение его своей кровью, это может быть особенно органично для традиций, где подобные практики приняты. При этом, создав сакральное пространство, к атаму обращаются с просьбой принять кровь, как дар и жертву, и служить владельцу долго и верно. Поскольку атам обычно не заточен, надрез может делаться другим, острым ножом (болином). Кровь оставляется на клинке и не смывается, пока не сотрется сама в процессе работы. Не рекомендуется использовать персонализацию и активирование атама кровью, если предполагается работать с ним в Стихии Смерти, и различных практиках, связанных с некротическими аспектами.

Разумеется, можно и не проводить никакой дополнительной подготовительной работы, но, если вы собираетесь использовать атам долго и эффективно, то это все же имеет смысл: чем больше вы общаетесь со своим атамом в первое время – тем четче и сильнее он будет впоследствии работать в ритуалах.

Желаем вам успешных практик!


Алан, Галина, МАГИСТЕРИУМ 2012