Эзотерический интернет-магазин и магический портал Магистериум
Здесь Вы найдете лучшие товары и материалы по магии, эзотерике, волшебству, алхимии и духовным практикам.

Что такое - Магистериум?

Статья рассказывает о Магистериуме или философском камне - как его еще называют.

Значение термина Магистериум.

"Магистериум" – одно из названий философского камня в алхимии, он также известен как великий эликсир, красная тинктура, панацея жизни и эликсир жизни.

Согласно трудам алхимиков, Магистериум является изначальной субстанцией, которая лежит в основе мироздания и может дать своему обладателю бессмертие, вечную молодость, знания и способность изменять материю, трансмутируя ее. Впрочем, различные алхимики в своих трудах высказывали разные точки зрения на свойства и способности философского камня и из-за этого возникали противоречия. Однако все алхимики сходились на том, что Магистериум позволяет превращать «неблагородные» металлы в золото.



Алхимический символ Магистериума
Современная наука не отвергает возможности превращения одного химического элемента в другой, но сомневается, что средневековые алхимики могли получать золото из других металлов. Тем не менее, история сохранила для нас не одну загадочную историю, в которой говорится о подобном превращении. Некоторые из этих окутанных тайной рассказов приводятся далее в этой статье. Здесь надо сказать, что выдающиеся алхимики, как правило, не стремились к получению золота или материальных выгод - это было лишь инструментом, а не целью. Целью для них были именно сам Магистериум и духовное освобождение, превознесение, дарующееся тому, кто создаст его.

Также необходимо отметить, что существуют оккультные течения, где считается, что Магистериум или философский камень не является собственно камнем, или вообще каким-либо веществом. Алхимиков в этих традициях считают магами, которые работали над изменением материи и природных процессов силой своего сознания, а поиски философского камня – духовным поиском и эволюцией, результатом которых является достижение Просветления и понимания тонких духовных принципов, что дает сознанию уникальные способности к преображению реальности и материи. Это называют обретением Магистериума.

История Магистериума.


Гермес Трисмегист - Средневековое изображение
История «философского камня» начинается в древнем Египте с имени Гермеса Трисмегиста (Hermes Trismegistus) - "Гермеса Триждывеличайшего". Эта фигура легендарная и мистическая, и, хотя до первой половины XVIII века он считался вполне реальным историческим лицом, потом мнения по этому поводу разошлись.

Древнейшее упоминание о Гермесе Трисмегисте содержится в трактате Цицерона «О природе богов», где сообщается, что он пришел в Египет и дал египтянам законы и письменность. Он считается сыном египетских богов Изиды и Осириса. Именно он был тем магом (по всей видимости, жрецом лунного культа) в эпоху додинастического Египта, который впоследствии, по преданию, стал египетским богом Тотом. Греки отождествляли его со своим богом – Гермесом, римляне с Меркурием.

Гермес Трисмегист считается первым алхимиком, который совершил «Великое Деланье», и получил философский камень– Великий Магистериум.
В честь Гермеса Трисмегиста было названо учение герметизма и герметические науки (алхимия, астрология и каббала, а в средние века к ним добавился оккультизм), создателем которых он считался. Герметизм – это учение, возникшее как признание наличия скрытой, непознаваемой сущности вещей, доступной пониманию лишь посвященных. Одним из ключевых положений герметизма была идея о высших законах Природы, например – законе симпатии. Этот закон впоследствии лег в основу симпатической, ритуальной и церемониальной магии, астрологии, мантики и многих других дисциплин.

Рецепт изготовления Магистериума Гермес Трисмегист оставил в своих трудах. Кроме того, в его гробнице Апполоний Тианский нашел пластину из изумруда. Впоследствии она была названна «Tabula Smaragdina» – «Изумрудная скрижаль» (лат.).

Гермес Триждывеличайший, средневековая гравюра.  D. Stolcius von Stolcenbeerg: Viridarium chymicum, 1624.
Одна из наиболее распространённых версий толкования ее надписей гласит, что на ней записан рецепт алхимической «Великой Работы», то есть рецепт получения философского камня. Изумрудную скрижаль также называют «завещанием» Гермеса Трисмегиста или его «словами тайн». Оригинальный латинский текст и перевод «Изумрудной скрижали» приведены ниже, в приложениях к статье.

Большая часть книг, написанных Гермесом Трисмегистом, погибла при пожаре в Александрийской библиотеке, а те, что сохранились, согласно легенде, были зарыты в тайном месте в пустыне. До нас дошли только позднейшие переводы и есть серьезные сомнения в подлинности некоторых произведений.

Европейский портрет Джабира ибн Хайяна XV века. Codici Ashburnhamiani 1166, Biblioteca Medicea Laurenziana, Florence
Другое выдающееся имя, связанное с Магистериумом - принадлежит Абу Абдаллаху Джабиру ибн Хайяну ад-Азди ас-Суфи (721-815 г. н.э.). Он был знаменитым арабским алхимиком, врачом, фармацевтом, математиком и астрономом. В средневековой Европе он был известен под латинизированным именем Geber.

Джабир был автором многих авторитетных алхимических произведений. Одна из главных его заслуг перед алхимией – в создании Серно-Ртутной теории. Ее суть в том, что в основе всех металлов лежит два принципа: философская Ртуть (принцип «металличности») и философская Сера (принцип «горючести»). Надо отметить, что философская Ртуть и Сера – это именно принципы, притом скорее духовные, нежели материальные и они не тождественны обычной ртути и сере, просто считалось, что именно в этих веществах эти принципы проявлены наиболее ярко, чем в других. Таким образом, изменение соотношения этих принципов в веществе приводит к трансмутации этого вещества в другое. Считается, что Джабир смог изобрести эликсир (al-iksir, от греческого слова "сухой"), который приводит к изменению соотношения принципов Ртути и Серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро. Поскольку плотность золота больше плотности ртути, считалось, что эликсир должен быть очень плотной субстанцией. Вот почему, позднее в Европе этот «эликсир» получил название "философский камень" (Lapis Philosophorum).
Утверждение христианства в качестве государственной религии Римской империи при императоре Константине (285-337 г. н. э.) привело к гонениям на герметические науки, пронизанные языческой мистикой и в силу этого, безусловно, являющиеся ересью. Александрийская академия, которая была центром и средоточием естествознания в античном мире, не раз подвергалась разгромам христианскими фанатиками, которых подначивали церковные иерархи. В 385-415 гг. были разрушены многие здания Александрийской академии, в т.ч. и храм Сераписа, его разгром возглавил патриарх Теофил. 529 год можно по праву назвать «темным» для античной науки – в этом году папа римский Григорий I запретил чтение древних книг, а также занятие математикой и философией. Тогда же Император Юстиниан I своим декретом закрывает Платонову (к этому времени неоплатоническую) Академию в Афинах и усиливает гонения на язычников и еретиков. Эта дата многими исследователями считается событием, завершающим период античности и знаменующим погружение христианской Европы во мрак раннего средневековья.

В средневековой Европе новый интерес к алхимии и поискам философского камня возникает уже в середине 10-го века, и, то угасая, то вспыхивая вновь, продолжает существовать вплоть до наших дней.

Некоторые сведения о применении Магистериума для трансмутации металлов в золото.

Так, например, Раймунд Луллий (Raimondus Lullius), испанский поэт, философ и знаменитый алхимик, получил от английского короля Эдуарда II в XIV веке, заказ на выплавку 60 000 фунтов золота. Для чего ему было предоставлены ртуть, олово и свинец. И, надо сказать, что тем или иным способом, но Луллий этот заказ выполнил. Это золото было высокой пробы, и из него было отчеканено большое количество ноблей. Разумеется, проще отнести данный факт к мифам, нежели поверить в него, однако нобли той особой чеканки до сих пор хранятся в английских музеях. А если верить историческим документам, на протяжении долгого времени эти монеты использовались при заключении крупных сделок, что свидетельствовало об их большом количестве. Однако, в то время в Англии, в принципе, негде было достать так много золота, причём такого великолепного качества. Основные расчеты, например, с Ганзой, велись оловом. Словом, за исключением возможностей алхимии, остается только предположить, что в документы вкралась ошибка, и количество золота было куда меньшим, или же Раймунду Луллию удалась какая-то беспрецедентная афера, и он смог достать это золото где-то еще, но оба эти варианта маловероятны.

Другой факт: император Рудольф II (1552-1612) оставил после смерти большое количество золота и серебра в слитках, приблизительно 8,5 и 6 тонн соответственно. Историки так и не смогли понять, где император мог взять столько драгоценных металлов, если весь национальный запас был меньше. Впоследствии было доказано, что это золото отличается от золота, использовавшегося в то время для чеканки монет - оно оказалось более высокой пробы и почти не содержало примесей, что кажется почти невероятным, учитывая технические возможности того времени. Возможно, ему удалось повторить успех Гермеса Трисмегиста и создать философский камень


Статуя Раймунда Луллия в Барселонском университете.

Рецепты Магистериума.

Алхимические рецепты отнюдь не просты и могут толковаться по-разному. Есть мнение, что многие рецепты - это сложные ребусы или аллегории, разгадав которые можно получить сакральное знание о том как создать философский камень. Некоторые считают, что это - иносказания для духовных практик, которые раскрывают способность сознания изменять материю, а сам философский камень - это именно раскрытие этой способности. Для примера приведем несколько знаменитых рецептов создания философского камня.

I. Рецепт получения Магистериума, принадлежащий, по преданию, испанскому мыслителю Раймунду Луллию (ок.1235 – 1315 гг.):
«Возьми философской ртути и накаливай, пока она не превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».


Раймунд Луллий
II. Рецепт получения философского камня из «Черной книги», опубликованный в книге Луи Фигье «Алхимия и алхимики»:

«Надо начинать по солнечном закате, когда красный супруг и белая супруга соединяются в духе жизни для того, чтобы жить в любви и спокойствии, в прочной пропорции воды и земли».
«Продвигайся с запада, сквозь тьму, к различным степеням Малой Медведицы. Охлаждай и разводи тепло красного супруга между зимой и весной, преврати воду в черную землю и поднимайся через изменяющиеся цвета к востоку, где показывается полная луна. После очищения появляется солнце, белое и лучистое»

III. Рецепт получения философского камня Альберта Великого «Малый Алхимический Свод»:

Альберт Великий
«Возьми по одной части возогнанной и закрепленной ртути, закрепленного мышьяка и серебряной окалины. Тщательно разотри в порошок составленную смесь на камне и насыть раствором нашатыря. Трижды, а то и четырежды повтори все это: измельчай и насыщай. Прокали. Потом попробуй растворить, а раствор сохрани. Если же смесь не растворится, еще раз хорошо измельчи и добавь немного нашатыря. Тогда обязательно растворится. Дождавшись растворения, помести в теплую воду для того, чтобы потом перегнать. А потом весь этот раствор перегони. Не вздумай поставить раствор для перегонки в золу! Почти все у тебя тогда затвердеет, и тебе опять придется отвердевшую смесь растворять, как уже только что приходилось. Когда же перегонка окажется вполне завершенной, помести твой материал в стеклянную реторту, сгусти, и ты увидишь белую субстанцию, твердую и ясную, близкую по форме к кристаллу, разжижающуюся на огне, словно воск, всепроникающую и устойчивую. Возьми же только одну часть этой субстанции на сто частей любого очищенного и обожженного металла. Только попробуй, и ты на вечные времена улучшишь его - этого металла - природу. Боже упаси, не вздумай привести твою субстанцию в соприкосновение с неочищенным металлом! Металл твой немедля - после двух или трех проб - навсегда утратит свой цвет.
Аристотель в своей книге "О совершенном магистерии" сообщает о возогнанной и прокаленной ртути, под коей я понимаю ртуть закрепленную, ибо, если ртуть прежде не закрепить, едва ли возможно ее прокалить. А не прокаливши, и не растворишь ее ни за что. Обсуждая завершающий момент опыта, кое-кто говорит, что следует добавить белое - определенного сорта - масло философов для умягчения нашего медикамента. Если закрепленные субстанциальные духовные начала непригодны в качестве проникающей материи, прибавь к ним равновеликое количество незакрепленных тех же начал, раствори, а потом сгусти. Не сомневайся, что вот тогда ты достигнешь того, что субстанциальные духовные начала обретут всепроникающую способность и прочее. Точно так же, если какое-нибудь обожженное тело не поддается сжатию в твердое однородное состояние, прибавь к нему немного этого же вещества в расплавленном состоянии, и к тебе тоже придет удача. Раздели яйцо философов на такие четыре части, чтобы каждая обладала самостоятельной природой. Возьми каждой природы равномерно и в равных пропорциях, смешай, но так, однако, чтобы не нарушить их природной несовместимости. Именно тогда ты достигнешь того, что вознамерился достичь, с Божьей помощью. Это и есть универсальный метод. Однако я объясняю тебе его в форме особенных отдельных операций, коих число есть четыре. Две из них можно выполнить очень даже хорошо, без каких бы то ни было помех и осложнений. Когда же тебе удастся обладать водою из воздуха и воздухом из огня, ты сможешь получить и огонь из земли. Соотнеси воздушную и земляную субстанции с теплотою и влажностью, а потом приведи их в такое единство, которое будет слитным и неделимым и в котором бывшие составляющие этого единства явлены неразличимыми. Затем ты можешь прибавить к ним два действенных добродетельных начала, а именно воду и огонь. Это и есть тот предел, в коем алхимическое деяние свершится окончательно. Слушай и вникай! Ежели ты примешаешь к единству воздуха и земли только одну воду, тебе откроется серебро. А ежели огонь - твоя материя примет красный цвет...»

IV. Рецепт получения философского камня из книги «Великий Гримуар». Глава «Секреты магического искусства»:

«Возьмите горшок свежей земли, добавьте туда фунт красной меди и полстакана холодной воды, и все это прокипятите в течение получаса. После чего добавьте к составу три унции окиси меди и прокипятите один час; затем добавьте две с половиной унции мышьяка и прокипятите еще один час. После этого добавьте три унции хорошо размельченной дубовой коры и оставьте кипеть полчаса; добавьте в горшок унцию розовой воды, прокипятите двенадцать минут. Затем добавьте три унции сажи и кипятите до тех пор, пока состав не окажется готов. Чтобы узнать, сварен ли он до конца, надо опустить в него гвоздь: если состав действует на гвоздь, снимайте с огня. Этот состав позволит вам добыть полтора фунта золота; если же не действует, это - признак того, что состав недоварен. Жидкостью можно пользоваться четыре раза. По составу можно выложить 4 экю.»

V. Ну и наконец, рецепт-магическая практика.



Справа изображен алхимический символ «Великого деланья» или «Великой работы», который считается ключом к пониманию тайны магистериума. Попробуйте помедитировать на суть этого символа и интуитивно понять его: кто знает – возможно, Ваши поиски, в конце концов, увенчаются успехом. Есть мнение, что это древнейший и самый лучший рецепт постижения секрета философского камня.

Алхимический символ Великого Деланья – процесса создания философского камня.

Немного об алхимических знаках и символах.

Надо сказать, что алхимическое учение сильно отличается от привычных современному человеку наук, основанных на материалистической логике. Это, скорее, духовное учение, и основополагающими в нем были именно духовные принципы. Считалось, что занятия алхимией, прежде всего, связанны с изменением своего сознания и духовной эволюцией. Алхимию надо было разгадывать как загадку, а не изучать по учебникам. Знание считалось следствием того, что дух и сознание прошли определенный виток развития. Т.е., чтобы знание прижилось, и было востребовано, необходимо было подготовить для него почву в самом человеке, он должен был «созреть», для того, чтобы это знание не осталось поверхностным и теоретическим. Многие алхимики считали, что «истинное знание живо только через откровение». Примером аллегорического мышления в алхимии могут служить алхимические знаки и символы. Алхимические символы – это изображения, имеющее более широкое значение, чем знаки.

Примеры алхимических знаков:

Если у знака есть определенное значение, то символ может иметь множество зачастую противоречивых значений. Алхимические символы повторяют форму предметов или существ (как реальных, так и мифических). Основным критерием при истолковании символов для алхимиков была не логика или система заученных соответствий, а интуиция.

Рассмотрим, для примера простой, общеизвестный алхимический символ:

Растворение золота в ртути


1. Символ является сложносоставным т.к. состоит из нескольких простых
(лев и солнце).
2. Основные символы - лев и солнце. Дополнительные - кровь, камень.
3. Солнце находится с правой стороны, лев с левой от зрителя и т.д.
4. Основной идеей сюжета является поглощение львом (ртутью) солнца (золота).

То есть, на этой гравюре изображен процесс растворения ртутью золота.
Одной из основополагающих аксиом алхимии, проходившей лейтмотивом через все сколько-нибудь значимые алхимические трактаты, была идея Единого. Впервые ее высказал Гермес Трисмегист, в своей Изумрудной скрижали. И надо сказать, эта идея очень похожа на идею Единого Бога, особенно не в религиозной, а в оккультно-философской трактовке. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде уробороса (гностического змея) – змея, пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей Алхимической Работы. «Один есть Все и все от него, и все в нем».

Лукас Йенский, изображение Уробороса из книги "Философский камень" - De Lapide Philisophico.

Заключение.

Сложно однозначно сказать, что именно подразумевали под Магистериумом или философским камнем разные авторы. Кто-то считает, что это - особый процесс, который позволяет трансмутировать любую материю тому, кто понимает - как его провести. Кто-то считает, что "открытие философского камня" это - аллегория духовного просветления и достижения способности менять материю своим сознанием.

С уверенностью можно сказать одно - с античных времен выдающиеся ученые, философы и алхимики были увлечены идеей Магистериума. О нем написано множество работ и с ним связанно множество интересных исторических фактов, часть которых мы упомянули в этой статье. Надеемся, что она было полезной и приоткрыла для Вас что такое Магистериум - философский камень и дала наводку на то с чего начать исследование его тайн.

Удачи Вам в Ваших изысканиях, практиках и "Великой работе"!

Приложения.

Изумрудная скрижаль.

Первое издание «Изумрудной скрижали». Из книги Chrysogonus Polydorus "De Alchimia" Nuremberg, 1541 г.

Латинский текст:

TABULAE SMARAGDINAE

VERRA SECRETORUM HERMETIS TRISMEGISTI

1. Verum, sine mendasio, certum et verissimum
2. Quod est inferius, est sicut (id) quod est superius, et quod est superius, est sicut (id) quod est inferius, ad perpetranda miracula rei unius
3. Et sicut omnes res fuerunt ab uno, meditatione unius : sic omnes res natae fuerunt ab hac una re, adaptatione
4. Pater ejus est Sol, mater ejus Luna; portavit illud ventus in ventre suo; nutrix ejus terra est.
5 . Pater omnis thelesmi totius mundi est hic.
6 . Vis (Virtus) ejus integra est, si versa fuerit in terram
7 . Separabis terram ab igne, subtile a spisso, suaviter, cum magno ingenio.
8. Ascendit a terra in coelum, iterumque descendit in terram, et recipit vim superiorum rt inferiorum Sic habebic gloriam totius mundi. Ideo fugiat (fugiet) a te omnis obscuritas.
9. Hic (Haec) est totius fortitudinis fortitundo fortis : quia vincet omnem rem subtilem, omnemque solidam penetrabit.
10. Sic mundus creatus est.
11. Completum est quod dixi de operatione Solis (Hinc adaptationes erunt mirabiles, quarum modus est hic)
12. Itaque vocatus sum Hermes Trismegistus, habens tres partes Philosophiae totious mundi.
13. Completum est quod dixi de operatione Solis.

А это – один из вариантов ее перевода (перевод К. Богуцкого):


ИЗУМРУДНАЯ СКРИЖАЛЬ

СЛОВА ТАЙН ГЕРМЕСА ТРИСМЕГИСТА


1. Истинно - без всякой лжи, достоверно и в высшей степени истинно.
2. То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи.
3. И так все вещи произошли от Одного посредством Единого: так все вещи произошли от этой одной сущности через приспособление.
4. Отец ее есть Солнце, мать ее есть Луна. Ветер ее в своем чреве носил. Кормилица ее есть Земля.
5. Сущность сия есть отец всяческого совершенства во всей Вселенной.
6. Сила ее остается цельной, когда она превращается в землю.
7. Ты отделишь землю от огня, тонкое от грубого нежно, с большим искусством.
8. Эта сущность восходит от земли к небу и вновь нисходит на землю, воспринимая силу верхних и низших (областей мира). Так ты обретаешь славу всего мира. Поэтому от тебя отойдет всякая тьма.
9. Эта сущность есть сила всех сил: ибо она победит всякую тонкую вещь и проникнет всякую твердую вещь.
10. Так сотворен мир.
11. Отсюда возникнут всякие приспособления, способ которых таков (как изложено выше).
12. Поэтому я назван Триждывеличайшим, ибо владею тремя частями вселенской Философии.
13. Полно то, что я сказал о работе произведения Солнца.

Автор - Агат 2008 г.

Made on
Tilda