Алхимия – наука и искусство.

Статья об истории и основах алхимии, с практическими советами и рецептами.

История и значение Алхимии

Первые письменные материалы по алхимической тематике на латинском языке датированы, преимущественно, двенадцатым веком нашей эры и позднее и являются, в основном, переводами арабских и иных авторов. К ним же относится и знаменитый трактат "Tabula Smaragdina", приписываемый Гермесу. Именно в нем содержится знаменитая формула, подчеркивающая близость герметики и алхимии: "Все вышнее соответствует всему нижнему, все нижнее соответствует вышнему, дабы явить чудо Единства". В классической алхимии адепты разделяли процесс трансмутации, т.е. создания философского камня, на четыре стадии. Первая стадия (nigredo) – возврат материи в жидкое состояние – одновременно символизировала "смерть" алхимика. Возврат к "матери". Под "матерью" здесь понимается prima materia, massa confusa, abyssus. Некоторые алхимические тексты подчеркивают параллелизм алхимической трансмутации неживой материи и самого адепта. "Вещи обрели совершенство, соответствуя их подобиям", поэтому адепт должен пребывать в единстве с операцией. "Превратите себя из мертвого камня в философский", – призывает Дорн.

Соответственно, речь идет не о простой химической реакции. Чтобы добиться успеха, алхимик должен обнаружить не только лишь необходимые познания и квалификацию, но и особые личные качества: физическое здоровье, благочестие, смирение, целомудрие. Дух его должен быть свободен и в гармонии с деянием; он должен сразу и делать, и медитировать, и т.д. Так же следует отметить "парадоксальный характер" materia prima и философского камня. Согласно учению алхимиков, как одна, так и другой присутствуют повсюду, но в разных обличиях и под многими именами. Процитируем один текст 1526 г., где утверждается, что камень "хорошо известен всем и каждому, старцу и юноше; его можно отыскать в любом селении и городе; он присутствует во всех Божиих творениях, однако им неизменно пренебрегают. Богачи и бедняки осязают его каждый день. Кухарки выбрасывают его, как мусор. Детям он служит игрушкой. Притом никто не понимает его значения, хотя это самая прекрасная и драгоценная вещь на свете после человеческой души" (Forgerons et alhimistes pp. 139 - 140). Подробнее об истории и основных моментах алхимического учения см. труд Элиаде "История веры и религиозных идей" том 3. Посему классическая алхимия представляет собой больше некоторую духовную практику, в которой в роли обрядовой части выступает лабораторная практика
Великое высказывание из "Изумрудной скрижали" трактуется, чаще всего, как Единство через Подобие. Поэтому алхимический процесс трансмутации (или "облагораживания" металлов, "очистки" солей, спиртов и прочего) представляет собой "внешневынесенную" модель "для подражания". То есть, как соль, возгоняясь, очищается и оставляет "балласт" в чашке, так и адепт, проводящий процесс возгонки, "оставляет все грубое, мирское" и "возносится" на новую ступень сознания. Именно осуществление Единства Операции и Оператора, Материи и Энергии, Мира и Мысли позволяет получать Чудесные результаты. Об этом Ключе Единства Операции и Оператора часто забывают те, кто пытается воссоздать или повторить рецептуры из старых алхимических трактатов. Без этого Ключа алхимия превращается в обычную химию и "чудеса" перестают быть доступны.

По сути своей, все "чудеса", достигаемые в алхимической практике, являются не более чем качественной реакцией, "лакмусовой бумажкой" на то, удалось ли адепту достигнуть и удержать то состояние Единства, при котором Мысль может напрямую влиять на Материю.

В алхимии важна гармония и резонанс внутреннего мира человека и того процесса, который он хочет провести
Основополагающий принцип Единства и Подобия роднит алхимию со многими другими областями эзотерики, как то: симпатическая, или естественная, магия, предметная магия, церемониальная магия. И даже теология, богословие и литургика находятся в некотором с нею родстве. Многие из древних отцов Церкви были алхимиками – например, Альберт Великий, – потому, что, руководствуясь принципом Единства Верхнего и Нижнего, они считали возможным, если и не полностью, то хоть отчасти, понять Верхнее - Высшее, Божественное, изучая Нижнее – Природу и Материю. Но не только для познания Высших истин использовалась алхимия.

Мало кому известно, но Исаак Ньютон, один из основоположников современной науки, был сильно увлечен алхимией и ставил алхимические эксперименты с небывалой для его современности широтой и размахом. Особый интерес представляет та Цель, которую преследовал великий ученый. Из немногочисленных сохранившихся его алхимических трудов, помимо чисто научных изысканий, встречаются выкладки, целью которых просматривается попытка примирить пытающиеся размежеваться науку (в то время еще натурфилософию) и религию; философию и богословие. К сожалению, остановить этот процесс ему не удалось, хотя попытка была благородной. И, если кому доведется читать труды великого ученого, он сможет оценить, насколько глубоко его разум смог проникнуть в Единство Материи и Высших энергий, проявленное в окружающем мире.

Как ни прискорбно, но даже такое логически стройное и "обоснованное" Искусство, как алхимия, не защищено от профанации. Многие хватались за искусство алхимии, движимые жаждой легкой наживы или вечной молодости. Естественно, подобные претенденты не обладали и сотой долей тех личных качеств, которые необходимы для получения хоть чего-то более ценного, чем куча вонючего спёка. Они бессистемно смешивали компоненты, описанные в трактатах, не понимая, что большинство названий нужно понимать аллегорически. Да, конечно, во времена этой "алхимической лихорадки" было сделано и много случайных ценных открытий – различные кислоты, щелочи и соли, и многое другое, что стало наследием, перешедшим впоследствии и в современную науку. Однако, взрывов и разочарований было значительно больше. Это все более уменьшало веру в истинность изложенного в трактатах. И, как результат, алхимию приравняли к мистике и мифологии. Великому Искусству был нанесен сокрушительный удар, от которого оно уже не смогло оправиться. Во всяком случае, в глазах общественности. Конечно, сохранялись единицы, истинные мастера Искусства, владевшие даже рецептом трансмутации, но они стали таиться и скрываться, чтобы не попадать под осмеивание толпы профанов.

На этом очерк "наследия" классической алхимии можно и закончить. С тех пор прошло много лет. Наука шагнула далеко вперед, да и эзотерические дисциплины на месте не стояли. Не стояла на месте и алхимия. Понятия переосмысливались, теории уточнялись, методы и приемы совершенствовались.

Алхимия в современности - теория и практика.


Современная алхимия сумела синтезировать многие научные, эзотерические, энергетические и т.д. подходы к воздействию на реальность.
Алхимия много заимствует и унифицирует из дисциплин, с которыми соприкасается. Множество новых и удобных "Упая-конструктов" ("искусных средств") дала современная наука - стало более глубоким понимание механизмов осуществления влияния. В общем и целом все довольно просто: Наука дала представление о механизмах течения процессов, о ключевых точках этих механизмов. Эзотерические дисциплины "энергетического" толка (такие, как, например, "Цигун") дали рафинированные техники практического управления внутренней и внешней энергиями.

Адептам алхимии оставалось только их совместить. Отчасти похожим способом и была дана новая Жизнь Древнему Искусству алхимии. Однако и сейчас Искусство алхимии остается в высокой степени "профанированным", о нем много домыслов, суеверий, а подчас и откровенного вранья. Множество современной фентези-литературы и компьютерных игр усиливают и без того значительные искажения в представлениях об алхимии у молодых практикующих. Доходит до такого абсурда, что считают, будто вся алхимия ограничивается старыми рецептами отваров из трав, то есть, зельеварением. Тогда как зельеварение – лишь одна из "прикладных" дисциплин алхимии.
Так что же, на самом деле, сейчас из себя представляет Древнее Искусство Алхимии? Наиболее близкими будут два определения: "Алхимия - это Наука с красотой и интуицией Искусства", и "Алхимия - это учение о Материи и содержащейся в ней Энергии, об их взаимном проникновении и влиянии". Алхимию принято рассматривать как раздел Магии и с этим, к сожалению, связано много возникающих неточностей и, отчасти, "принижение" значения алхимии – ее считают "необязательной" дисциплиной. Хотя алхимия, действительно, отчасти является "разделом" Магии, ее возможностями не стоит пренебрегать. Возьмем, к примеру, так называемую, "полигонную" алхимию.

Многие Практики проходят через стадии оттачивания мастерства влияния посредством энергии. Одни в качестве объекта практики избирают луковицы на подоконнике, другие – окружающих людей, а третьи - атмосферные явления. Даже в случае аккуратного влияния, особенно во втором и третьем видах объектов, возможно возникновение побочных эффектов – человек может серьезно заболеть, а погода будет совершенно не та, которая, в действительности, требуется в данном месте. Что, в свою очередь, может повлечь определенную ответственность "наделавшего дел" Практика. Отработка же нужного типа влияния в ходе алхимического процесса не только более наглядна, но и куда безопаснее для окружающего мира. В худшем случае, получится вонючая жижа, которую, разве что, только обидчику под дверью разлить. Из подобного применения и идет название "полигонная" – то есть, когда Искусство алхимии применяется в качестве полигона для отработки навыков Практика.

Или еще, например, "компонентарно-аналитический" раздел алхимии. Благодаря сведениям о свойствах компонентов и типах их сочетаний, можно "прочесать" магический ритуал практически любой сложности, выделить те участвующие компоненты, которые действительно нужны, и при необходимости найти замену из доступных современных аналогов без потери мощности и удобства ритуала.

Раздел зельеварения – пожалуй, наиболее широко доступный, в практическом отношении, для применения практиками разнообразных традиций. Теория и практика зельеварения (другие названия – зельеделание, эликсироварение) основывается, по большей части, на сведениях о свойствах как отдельных компонентов, так и их сочетаний, и на теории Единства и Подобия, проистекающей из Великого высказывания "Изумрудной скрижали", из которой и происходит методология Целевой направленности рецептурного осуществления. В зависимости от цели и способа воздействия, выбирается форма целевого состава. Это может быть порошок для рассыпания, жидкость и даже мешочек со смесью трав - "саше". А также и легкое пряное вино, и тягучий бальзам, и летучие духи. Формы могут быть самые разнообразные. Целью же зельеварения, чаще всего, является изготовление либо "базиса", на который удобно "повесить" чары нужного свойства (любовные фильтры и вытяжки, порошки желаний, смеси сокрытия и прочее), либо "подспорья", чтобы не заморачиваться мелочами при какой-либо серьезной Практике (эликсиры и порошки Силы, очищающие составы, промежуточные, целевые смеси и прочее). Правда, есть и "самоценные" продукты зельеварения – это лекарственные отвары и бальзамы от многих недугов, а так же и просто вкусные настои, чаи и наливки.

Алхимические рецепты - практикум.

(Для тех, кто хочет попробовать настоящие алхимические составы в действии)
Как пример несложных составов, можно привести несколько "базовых" рецептур:

Зелье Восстановление сил.


Взять 1 часть базилика, добавить 1/2 части имбиря, 2 части кориандра, 1 часть перечной мяты и 1/4 части листьев лавра. Смешать и тщательно перетереть полученную смесь, чтобы получился очень тонкий порошок. 2 чайных ложки (без горки) полученной смеси положить в термос и залить 200 мл крутого кипятка, после чего настаивать 30 минут. Затем процедить сквозь ситечко или марлю и добавить туда 50 мл крепкого вина или водки (это консервант, иначе его хранить нельзя – протухнет. Ежели оно будет использоваться сразу по приготовлении, то можно и не добавлять). Остудить и слить во флакон тёмного стекла с плотной пробкой, который сохранять в прохладном месте, вдали от прямых солнечных лучей. При необходимости выпивается 10 мл (полная столовая ложка) состава. В редких случаях, при сильном упадке сил, допускается принятие до 30 мл смеси за раз.

Зелье Восстановление Энергии.


Довести до кипения 500 мл воды и убавить огонь, чтобы она слегка бурлила. Добавить 2 чайные ложки резаных шкурок апельсина, 3 веточки гвоздики (пряность), 1/4 чайной ложки корицы, на кончике ножа тёртого мускатного ореха, 1 чайную ложку травы розмарина, 1 щепотку семян укропа, 2 штучки кардамона и на кончике ножа тёртого чеснока (или 1/2 чайной ложки тимьяна). Тщательно перемешать и уваривать на медленном огне, пока объём варева не уменьшится на треть. После этого смесь остудить, процедить и добавить 70 мл крепкого вина или водки как консерванта. После этого залить во флакон тёмного стекла, который сохранять в тёмном и прохладном месте. Используется как смазывающее средство для магических атрибутов, пропитка амулетов и саше, окропление для ритуальных мест и т.д. Так же используется для восстановления Магической силы после сильных затрат. Для этого выпивается за раз около 5-10 мл смеси. Очень редко, когда требуется приём до 30 мл смеси за раз.

Посмотрите также алхимические составы и эликсиры, которые подготовили и создали наши мастера:

Заключение

Таким образом, в целом, алхимия – очень разностороннее и многовариантное Искусство, которое для одних показывает себя как прикладная дисциплина, а для других является полноценным Духовным Путем, со своими доктринами и откровениями.

Рейстлин, 2012 г.

Магистериум – magicbay.ru